Первое сентября, первая встреча, первое впечатление! Каждый учебный год уникален, но в них есть нечто общее. Ученики в предвкушении новых знаний и приключений, а педагогов может ждать интересный вызов – знакомство с новым классом.
Полезные идеи для знакомства с новым классом.
Как влюбить в свой предмет, произвести приятное первое впечатление, наладить контакт и быть полезными для школьников? Предлагаем ознакомиться с эффективными способами знакомства и самопрезентации!
Непринужденное знакомство с учениками
Для начала важно создать атмосферу доверия, снять напряжение и неловкость - это основной этап для дальнейшего взаимодействия с группой. О самых распространенных ошибках молодого учителя вы можете прочитатьздесь. Предлагаем проверенные варианты игр на знакомство.
Первый способ - расскажи о друге
Предложите каждому ученику рассказать про своего соседа или соседку по парте. Если знакомство проходит дистанционно – объедините учащихся в пары по алфавиту или в другой интересный способ. Пусть дети расскажут, чем занимается их одноклассник или одноклассница, чем выделяется среди других, чем увлекается.
Второй способ - минипрезентация
Пусть каждый ученик расскажет о себе. Чтобы облегчить детям самопрезентацию, подготовьте несколько подсказок. Например, предложите такую структуру:
Меня зовут...
Мои любимые школьные предметы:...
Ваш предмет мне нравится (или не нравится), потому что...
Помимо учебы я увлекаюсь...
Любой факт о себе.
Такой небольшой шаблон не только облегчит учащимся подготовку, но и поможет сэкономить время, поставит всех в равные условия.
Конечно, учитель должен начать знакомство с классом с самопрезентации. Четко скажите, а лучше напишите, свою фамилию, имя и отчество.
Третий способ – игра «Три факта о себе»
Игра прекрасно подходит для школьников средних классов. Каждый участник должен придумать о себе два реальных факта и один ложный. Ученики начинают по очереди рассказывать о себе, задача же группы – угадать, какой из фактов не является реальным, задавая вопросы для уточнения. Правило: обязательно необходимо назвать свое имя. Ученик, который спрашивает, обращается к товарищам по имени. Учитель также может участвовать.
Презентация учителя в форме игры
А можно подойти с другой стороны! Расскажите ученикам сначала о себе: это продемонстрирует, что вы открыты к общению и рады знакомству.
Первый способ - расскажите о себе по схожему сценарию.
Кратко расскажите о себе:
Меня зовут...
В моем школьном детстве мне нравились...
Мой предмет мне нравится потому, что...
Кроме моей работы я увлекаюсь...
Не стесняйтесь кратко рассказать о своих достижениях, даже если они не связаны непосредственно с предметом преподавания.
Второй способ - пусть о вас расскажут ученики
Предложите учащимся составить короткий рассказ о вас. Для этого подготовьте несколько ключевых тезисов, которые вас характеризуют. Можно немного пошутить, ведь при первой встрече волнуетесь не только вы, но и ученики.
Прослушайте несколько историй, прокомментируйте их, дополните. Какой-то тезис может удивить учеников и вызвать повышенное внимание. Дети предложат свои варианты.
Ваши принципы и требования
После знакомства следует доброжелательно сообщить свои условия «сотрудничества»:
- «Ребята, я имею такие особенности: во-первых – не могу работать, когда в классе шумно. Во-вторых – не люблю делать замечаний, особенно дважды. В-третьих – люблю ставить «пятерки», но заслуженные».
- «История – интересная наука, но сложная. Поэтому, чем внимательнее вы будете меня слушать, что больше мы будем выполнять практических заданий, тем легче вам будет готовиться к занятиям дома. На уроке вам понадобятся: учебник, тетрадь, ручка, дневник. Проверьте, все ли у вас сегодня есть?».
- «Мне бы очень хотелось, чтобы на уроки истории мы с вами приходили в приподнятом настроении, бодрые, хорошо подготовленные, чтобы занятия наши были нам в радость».
Польза для учеников от вашего предмета
Одна из задач педагога - влюбить в свой предмет и сам процесс приобретения знаний. Объясните учащимся выгоду от изучения вашего предмета, например: «Вы хорошо научились читать и писать, и всем понятно, зачем эти навыки. А зачем нужно изучать историю страны, в которой мы живем? Как вы думаете?».
Желаем вам интересного учебного года и теплой атмосферы в классе!