7 приемов рефлексии в конце урока

Почему не нужно игнорировать рефлексию во время проведения занятий? Древнегреческий философ Сократ считал рефлексию инструментом для развития критического мышления, самоанализа и самосовершенствования. Все это помогает людям двигаться прогрессивно, избавляться от стереотипов, шаблонов и предубеждений. Рефлексия помогает ребенку осознавать пройденный путь знаний, систематизировать полученный опыт и превращать скрытые возможности в активные и эффективные.

Для Вас подборка приемов рефлексии, целью которых является не просто фиксация полученных результатов, но и построение смысловых цепочек.

 

1. Лестница успеха

Этот прием помогает ученикам оценить свою деятельность на каждом этапе урока. Учителя смогут с помощью ступенек скорректировать работу детей, чтобы занятия стали более эффективными. Что для этого нужно? Учащиеся берут лист бумаги и рисуют на нем лестницу (минимум – 3). Далее каждую ступеньку необходимо подписать.

Примеры (с нижней до верхней ступени):

  1. ничего не понял, остались вопросы, все понял;
  2. нужна помощь, нужно дополнительно повторить, почти все понял, уверен в собственных знаниях;
  3. услышал и забыл, услышал и не понял, увидел и запомнил, сделал и понял, смогу объяснить другим;
  4. мне еще стоит много работать, чтобы добиться превосходных результатов, у меня есть небольшие результаты и на достигнутом я не собираюсь останавливаться, в своей учебной деятельности я достиг высот.

Примечание. «Лестницу успеха» можно нарисовать на листе бумаги, на доске или показать на слайде. Учащиеся должны обозначить ту ступень, на которой они по их мнению находятся. Общая дискуссия поможет выявить пробелы в проработанном на уроке учебном материале.

2. Рефлексивная мишень

Прием «Рефлексивная мишень» позволяет оперативно получить обратную связь учеников относительно понимания учебного материала. Дети на листах бумаги рисуют мишени или распечатывают готовые шаблоны. Каждый сектор – определенный этап урока.

В конце занятия ученики и педагог «выстреливают в мишень» – оценивают этапы занятия. Дети могут в своих мишенях поставить баллы (5-10) и подписать названия секторов (оценка содержания, оценка своей деятельности, оценка деятельности педагога, активность на уроке, понимание изученного материала и тому подобное). Чем выше оценка, тем ближе к центру мишени. Далее проводится дискуссия относительно полученных результатов.

Этот прием развивает у детей способность рефлексировать и анализировать, дарит возможность выразить свое мнение и повлиять на учебный процесс.

3. Букет настроения

С помощью этого приема учащиеся могут оценить продуктивность занятия и улучшить навыки аргументации. В начале урока педагог раздает своим воспитанникам бумажные цветы разных цветов (например, красного, желтого и синего), а на доску вывешивает изображение вазы.

В конце занятия дети прикрепляют к вазе скотчем или магнитом цветок: красный (понравилось занятие/все понятно), желтый (почти все понятно), синий (не понравилось занятие/плохо понял или совсем не понял учебный материал). Ученики обязательно должны аргументировать свой выбор цветка.

Когда ваза наполнится цветами, дети и педагог аплодируют друг другу за работу на уроке. Далее, если собралось много синих и желтых цветов, учитель может прокомментировать то, что было непонятным.

4. Представим, что...

Этот прием прекрасно развивает у учащихся креативное и гипотетическое мышление. Суть достаточно проста. Педагог в конце урока говорит детям что-то вроде: «Представим, что человечество не изобрело числа. Каким бы было наше настоящее без них?». Дети озвучивают свои версии ответов. Вопрос обязательно должен касаться темы занятия.

5. Лучи солнца

Этот прием подходит для школьников первых и вторых классов. Педагог вывешивает на доску два желтых смайлика (веселый и грустный) и раздает детям по одной желтой полоске. В конце урока каждый ученик прикрепляет полоску (луч) к смайлику, который показывает настроение. Это будет для учителя индикатором настроения класса, что поможет в дальнейшем скорректировать модель занятия.

6. Дополните предложения

Это едва ли не классический прием рефлексии, поэтому не можем «пройти мимо него». В конце занятия педагог предлагает своим воспитанникам в устной или письменной форме дополнить следующие предложения (может придумать свои варианты предложений):

На сегодняшнем занятии я понял(-ла)/узнал(-ла) разобрался(-лась)...

Я хочу похвалить себя за то, что на сегодняшнем занятии ...

На занятии мне особенно понравилось ...

Знания из сегодняшнего занятия мне пригодятся ...

На сегодняшнем уроке меня удивило ...

7. Синквейн

В конце занятия школьники могут написать синквейн на основе изученного материала. Это эффективный инструмент для анализа, синтеза и обобщения знаний. Синквейн – краткое нерифмованое стихотворение, состоящее из 5 строк: 1 – одно ключевое слово, определяющее содержание темы; 2 – два прилагательных, характеризующих избранное понятие; 3 – три глагола, описывающие действия в рамках конкретной темы; 4 – короткое предложение, раскрывающее содержание темы; 5 – синоним ключевого слова (существительное).

А какие приемы рефлексии вы используете на своих уроках?

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами либо размещены пользователями, публикуются исключительно с целью ознакомления. Все материалы находятся в свободном доступе в сети Интернет. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Допускается свободное использование в информационных, научных, учебных или культурных целях.