Стремительный технический прогресс не просто улучшает качество жизни и упрощает его, а вносит изменения в особенности физического и психического развития, мировоззрения каждого человека. Вы же знаете, что детей нового поколения со всеми его признаками принято называть «цифровым поколением» или поколением Z? И это не просто так! Они имеют свои особенности, которые педагогам важно учитывать в своей деятельности.
Ученики «цифрового поколения» – кто они?
Дети «Z» – «технические», вся их жизнь связана с разнообразными гаджетами. Они являются активными пользователями социальных сетей. Для них важно постоянно быть онлайн, не пропускать новостей и современных трендов. Соцсети – настоящий микромир для детей, в котором они удовлетворяют свои основные потребности.
Педагогам следует обращать особое внимание на особенности детей «цифрового поколения»:
Они не различают реальный и виртуальный мир. Задача учителя: заменить в рамках урока тот контент, который интересует учеников сейчас: залить тему, которая изучается на Ютуб или Инстаграм, или захватить формой работы, которая переключит внимание детей.
Для поколения Z важна персонализация и практичность. Итак, образование должно стать таким, чтобы его значимость была понятна даже первокласснику.
Это поколение -DIY (do it yourself) и бизнеса. Они стремятся сделать все самостоятельно: приобретать знания, осваивать умения и тому подобное. Многие из них уже в подростковом возрасте ищут способы заработка.
Педагоги должны осознавать, что слова вроде «Не будешь учиться – будешь работать дворником!» уже не работают. Стоит искать другие пути для мотивации учащихся к обучению: такие, где будет фигурировать реальная практическая польза для учеников и их будущего.
Особенности внимания учеников поколения Z
Непроизвольное внимание – сосредоточение сознания на объекте в силу его особенностей как раздражителя. Таким раздражителем для детей во время урока может быть смартфон, на который постоянно поступают сообщения.
Произвольное внимание – то, что сознательно направляется и регулируется личностью. Человек проявляет активность, ставит отдаленные цели и вынужден произвольно сосредоточивать свое внимание на их достижении. Поэтому ребенок с таким вниманием должен прилагать усилия, чтобы быть внимательным, особенно к тому, что сначала и неприглядное и неинтересное.
Новые задачи и проекты, нестандартная постановка задач – основной инструмент для управления эффективностью детей поколения Z. Большие задачи лучше распределять на меньшие части, которые не нуждаются в долговременной реализации.
Послепроизвольное внимание – вид внимания, которое возникает после того, как сознательное сосредоточение на определенном объекте переходит в непринужденное. Переход от произвольного внимания в послепроизвольное уменьшает напряженность деятельности через уменьшение нужды тратить усилия на сосредоточение в работе. А потому его эффективность повышается! Главным побудительным фактором, который вызывает послепроизвольное внимание, является устойчивый интерес.
Не все в учебной и трудовой деятельности может быть увлекательным. Много в ней и рутинного. Но мы должны быть внимательны и к не слишком интересным на первый взгляд вещам.
Для внимания характерны 6 свойств. Нарушение какого-то из них по-своему отражается на эффективности деятельности ребенка:
Объем внимания. При небольшом объеме внимания ребенок не умеет сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах и удерживать их в памяти.
Устойчивость и концентрация внимания. Работайте в этих направлениях, если ребенок быстро отвлекается на посторонние дела и не может сосредоточиться.
Избирательность внимания. Это свойство крайне важно в обучении.
Распределение внимания. Ребенку сложно выполнять две задачи одновременно, если он не умеет распределять внимание.
Переключение внимания. Это способность быстро и легко переместить внимание с одного вида деятельности на другой.
Также обратим внимание на средства и приемы, которые способствуют повышению активности и мыслительной деятельности учащихся, например:
- Используйте различные виды наглядности.
- Связывайте обучение с жизненными реалиями.
- Будьте внимательны к личности каждого ребенка, используйте индивидуальный подход.
- Часто меняйте виды деятельности.
- Используйте современные технологии.
- Применяйте прием авансирования – намеренное затягивание сообщения важной или интересной мысли.
- Позволяйте себе неожиданное короткое отклонение от темы.
- Помните о «законе края» – в нем сказано о том, что начало и конец занятия запоминается и воспринимается лучше, чем середина. Поэтому сделайте середину урока более разнообразной, более эмоциональной, динамичной и тому подобное.
- Планируйте развлекательные элементы во второй части урока или после долгого объяснения.
Практические советы и упражнения для развития внимания школьников
Теперь представляем вам практические приемы - действенные игры и упражнения, которые помогут развивать внимание учащихся:
Упражнения Мюнстерберга или «Найди слова».
Среди сплошного буквенного текста имеются слова. Задача детей – как можно быстрее просмотреть текст и обвести эти слова.
Например: Урок обществознания. Тема «Основы финансового права»
Найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали названия валют разных стран, выступающих объектом купли-продажи на валютном рынке.
Упражнение «Запрещенная цифра».
Считайте вслух от одного до 41, не называя числа, в которых есть цифра 4 (варианты: две цифры и т.п.). Вместо них говорите: «Не собьюсь». Предложите ребенку повторить упражнение.
Упражнение «Буквы алфавита».
Каждому присваивается определенная буква алфавита. Ведущий называет букву, а ребенок, которому присвоено эту букву, хлопает один раз в ладоши.
Упражнение «Найди ошибки в тексте».
Предложите учащимся найти ошибки в тексте, тестовой работе, в ответах на вопросы и тому подобное.
Игра «Таблица Шульте».
В таблицах Шульте в хаотичном порядке размещены исторические даты, которые необходимо быстро найти, в заданной учителем правильной последовательности. Тренироваться можно с бумажным вариантом.