Поговорим о развитии педагогической риторики, ораторских способностей, а также об их месте в профессиональной жизни учителя.
Качественные знания и искреннее восхищение учеников предметом – лучшая награда для учителя. А что поможет завладеть вниманием школьников и проводить незабываемые уроки? Искусство риторики! Как стать настоящим мастером? Об этом и поговорим!
Настоящий мастер риторики имеет особые способности, благодаря которым он и выделяется среди других. Ничего нереального:
- Эрудиция. Чтобы заинтересовать школьников, учителю более недостаточно в совершенстве знать основной учебный материал. Он должен быть в курсе инновационных научных и технических достижений, новинок литературы и искусства др. А еще и следить за изменениями в обществе, общаться с разными людьми и быть активным звеном социума.
- Энергия. Есть энергичные люди от природы, которые даже способны «подзарядить» других. А что делать остальным? Взбодриться и получить заряд положительной энергии помогут отдых, любимое хобби, дыхательная гимнастика и прочее.
- Эмоциональность. Особое значение приобретают интонация и дикция, которые делают речь яркой и живой. Учитесь управлять голосом (говорить громко и тихо), следите за работой артикуляционного аппарата и регулярно проговаривайте скороговорки.
- Экспрессивность. Богатый лексикон делает речь разнообразной и уникальной. Это образность и выразительность рассказа, умелое использование поговорок, цитат, пословиц и высказываний. Не ограничивайте себя и не бойтесь быть эмоциональными.
- Этика. Это простота и ответственность, доброжелательное отношение и уважение к ученикам. Учитель не должен опаздывать на урок и игнорировать вопросы учеников.
- Эстетика. Педагогическая риторика – это умение красиво говорить и выглядеть достойно перед любой аудиторией, особенно перед своими учениками. К тому же учитель не может позволить себе «травмировать» слух учащихся словами-паразитами, поэтому от них стоит избавляться.
Практические упражнения для развития ораторских навыков
Мастерами риторики не рождаются. Ими становятся благодаря упорному труду и регулярным тренировкам. Далее простые упражнения, которые помогут овладеть искусством риторики просто и быстро.
Громкое чтение вслух
Выберите текст для чтения (книга, статья и т. п) и представьте, что вы выступаете перед аудиторией. Какой? Любой! Сегодня это могут быть родители учащихся, завтра – почтенные профессора известных мировых университетов, а послезавтра – люди, никак не связанные с образованием. При чтении старайтесь немного забегать вперед, запоминать короткие отрывки из написанного, а потом воспроизводить их.
Воспроизведение содержания прочитанного
Прочитайте и воспроизведите отрывок текста. Начинать лучше с коротких отрывков, достаточно буквально трех-пяти предложений. Главная цель – запомнить детали, поэтому сначала пытайтесь воспроизводить дословно. А потом формулируйте мысли и рассказывайте прочитанное своими словами.
Развитие речевого мышления
«Языковое мышление» – это построение текста или фразы на основе ключевых слов, определяющих тему и несущих основную смысловую нагрузку. Разумеется, чтобы научиться быстро находить их (или создавать на базе новых формулировок), необходимо потренироваться. Но все просто! Прочитайте вслух текст и определите главную идею. Начните предложение с ключевых слов и продолжите его своими словами. Это упражнение позволит научиться конкретно формулировать определение предмета и четко выявлять смысл текста.
Рассказывание историй
Искусству рассказывать истории тоже можно научиться. Для начала попробуйте рассказать короткую историю ярко и образно. Например, расскажите о том, как прошел ваш день. Начало рассказа должно быть увлекательным, можно даже добавить немного интриги, а вот окончание истории стоит сделать просто феерическим. Конечно, если вы заранее подготовите историю, то все пройдет замечательно. А как овладеть мастерством спонтанной истории? Опять же – тренировка и еще раз тренировка! Например, попробуйте в течение 10 минут говорить только об одном предмете (например, сумка, кот, учебник, доска и тому подобное). Что можно о нем рассказать?
Перефразирование делового сообщения
Упражнение очень простое – вы должны пересказать научно-популярную статью своими словами. То есть перефразировать ее. Да, вы можете сократить содержание статьи к одному предложению, а можете расширить, добавив собственные соображения. При этом ваш язык должен быть связным, плавным, без вынужденных задержек или пауз. Справились с пересказом статьи? Теперь можно описать картину, используя как можно больше образов и деталей.
Анализ выступлений других педагогов
Наблюдение и анализ речи коллег-педагогов является эффективным практическим заданием. Во время анализа следует обращать внимание на:
- содержание: анализ подачи содержания, соответствие плану, логичность изложения, образность, стилистические приемы;
- характеристику речи: сила голоса, тембр, акценты, плавность произношения, артикуляция и жестикуляция.
Также наблюдайте за тем, как учитель начинает свою речь и как делает выводы, употребляет сравнения (и), использует такие приемы, как повторы, преувеличения, противопоставление, игра слов.
Дискуссия
Дискуссия – самый простой и эффективный способ оттачивания навыков риторики. Кратковременная полемика с коллегами или друзьями учит говорить, выслушивать оппонентов и отстаивать собственную точку зрения. Главное – выбрать интересную и увлекательную тему.
На самом деле все реально. И даже если вы уже опытный оратор, не стоит полагаться только на ранее полученные умения и навыки. Стоит регулярно тренировать педагогическую речь и подавать положительный пример ученикам!