Фразы учителей, которые убивают мотивацию учеников

В статье  собраны «токсичные» фразы учителей, которые точно не прибавляют желания учиться, а наоборот демотивируют и огорчают, которые ученики до сих пор слышат в школе.

Советую читать этот материал с некоторой долей чувства юмора и проверить: а ваше общение с учениками такое же? А еще предлагаю вариант, чем можно заменить обидные фразы.

1. «А голову ты дома не забыл?»

Ну, это вечная классика. Эту фразу слышали и ваши бабушки, и папы, и вы, и ваши дети, и, возможно и вы ее используете. Так «учителя-остряки» оттачивают «чувство юмора» на младших и слабых. И на самом деле эта фраза звучит больно и по-садистски. В воображении всплывают «образы с обезглавленными зомби». Может это сюжет из «зомби против растений»?

Приятнее для ученика прозвучит просьба проверять нужные вещи с вечера.

2. «Мог бы и лучше сделать!»

Вы говорите эту фразу, а ребенок слышит: «Ты недостаточно хорош! Есть лучше тебя!» Поняв, что все старания — впустую, ученик вряд ли постарается в следующий раз стараться вдвое больше.

Это очень коварный словесный демотиватор, который нивелирует ценность проделанной работы. А вот чего можно ожидать после этой фразы запросто - равнодушия, обиды, отстранения.

Зато у педагогов есть в арсенале замечательная фраза для вдохновения: «Знаешь, что станет показателем твоей качественной работы? 10 выученных терминов и эссе на два-три абзаца». Вот такой вызов ребенок примет с радостью!

3. «Никто не пойдет на перемену/домой, пока не...»

Ощущение всевластия вкупе со стремлением отработать на учениках технику «коллективного наказания» еще никогда не делали учителя ближе к детям.

Если педагог имеет целью научить детей ответственности, это точно не стоит делать через принуждение и наказание. Особенно, если у вас появился соблазн наказать весь коллектив за недопустимое действие одного из учеников. В детской психике сформируется зарубка: «Мир - место несправедливое. Даже если я все делал правильно - пострадаю от действий того, кто все сделал наоборот. Так зачем мне стараться?»

Поэтому просто забудьте эту фразу навсегда.

4. «Что ты там мычишь? Отвечай нормально!»

Это только вам может казаться, что сравнение детей с коровками-козочками - это мило и безобидно. Такие фразы дети копируют на лету и могут использовать их как оружие против своего сверстника - просто чтобы самоутвердиться в коллективе. «М-м, чего мычишь?», «Коровка му-у-у-у», «А ты точно пришел по адресу? Я слышал, что коровы живут в коровнике», - вот что может услышать потенциальная жертва после того, как учитель перед всем классом унизил ее. Ноги в школьной травле, буллинге, часто растут из таких ситуаций.

5. «Да что с тобой не так?»

Обычно эту фразу произносят с оттенком сожаления. Мол, все дети как дети, а ты — «не такой». Именно так интерпретируют услышанное ученики, чувствуя себя в этот момент «дефективными», несовершенными. А теперь вопрос: считаете ли вы себя совершенным вон во всем?

Если нет, переформулируйте некрасивую фразу-унижение на: «Вижу, тебе трудно/у тебя есть проблема/ты запутался. Давай попробуем решить вместе!»

6. «А теперь выйди и зайди нормально»

Так-так, кажется, кто-то опять хочет устроить цирковую сценку в собственном классе. Эта фраза настраивает коллектив учащихся на наблюдение забавной сценки с одним действующим лицом, на которую будут устремлены все взгляды. И часто артистичные ученики специально включают своего внутреннего актера, чтобы действительно сделать «выход на бис» максимально забавным и зрелищным. Конечно, ребенку после этого достанется «минутка славы», но начало урока будет сорвано. Еще одна сторона медали этой фразы — попытка педагога добавить армейских правил подготовки к школьным будням.

Поэтому лучше не устраивать сценку, а поговорить с учеником лично, но позже.

7. « - У меня проблемы с историей. Посоветуйте, что делать? Плакать, Петров, только плакать».

Похоже, учитель тренируется в сарказме и демонстрирует ученику ситуацию безысходности. «Ты безнадежен! Никакого решения нет, все потеряно! Никто тебе не поможет», - вот так толкует эту фразу ребенок.

Вместо каламбурных преувеличений помогите ученику составить краткий план действий. Он будет вам очень благодарен и найдет стимул двигаться вперед.

8. «И за кого ты себя считаешь?», «И кем ты себя возомнил?»

Это вопрос может поставить ребенка в ступор. Да и сама фраза полна снисходительности. В ней читается: «Ты не важен для этого мира».

Вместо того чтобы указывать ребенку его место в жизни, можно сказать: «Твой способ выражать мысли огорчает меня/Твои слова и поведение недопустимы».

9. «Не думай, что ты самый умный»

Снова, здравствуйте, еще одна фраза обесценивание! Хороший учитель как раз и стремится к тому, чтобы каждый ученик чувствовал себя умным и способным к победам, но отнюдь не лузером.

10. «Что тебя так веселит? Ну-ка расскажи, посмеемся вместе!»

Довольно типичная фраза, которая адресуется улыбающемуся ученику во время объяснения серьезной темы. Кажется, учителя, которые ею злоупотребляют, в свое время учились у Снежной Королевы и точно знают, как стирать случайные детские улыбки. Понурые, незаинтересованные и отстраненные выражения лиц еще никогда не были показателем успешно усваиваемого материала. Так что дайте детям шанс на хорошее настроение - так-так, во время урока. Конечно, здесь речь не идет о случаях, когда школьник заливается смехом под партой.

11. «Сидоров, ты как всегда не готов/опоздал/не выучил урок!»

Такая фраза-обобщение равняет всех детей под одну гребенку. Поверьте, ребенку обидно слышать такое.

Даже если ученик часто опаздывает, психологически подкованный педагог не станет концентрироваться на неудачах. Зато подчеркнет ситуацию успеха и прогресс, чтобы у ребенка появилось вдохновение работать и вести себя лучше.

12. «Иванов, тебя что, кто-то спрашивал?»

Вопрос, который пробуждает сомнение в ценности собственной мысли. Ребенок видит перед собой знак «стоп» и формирует недоверие к вам, а еще - привычку постоянно фильтровать свои соображения. У ученика складывается ощущение, что его мнение ничего не стоит. Он может бояться говорить свободно не только в школе на уроке, но и в семейном кругу. Принятие - это то, что нужно каждому из нас. Поэтому не «отрезайте» так грубо любопытство, инициативность и любознательность.

13. «Антонов, а ты слишком умный, я вижу? А ну, становись на мое место и проведи урок!»

Эту фразу можно воспринимать как вызов или же челлендж, а произносится она обычно на тон выше. Или наоборот, тихим и зловещим голосом. В ней читается и отчаяние, и усталость, и пассивная агрессия. Ученики чувствуют, что вот-вот может случиться буря с непредсказуемыми последствиями, и реагируют ледяной тишиной. Ученик, к которому обращается учитель, стыдливо бурит взглядом пол.

Но атмосфера напряжения - совсем не тот формат, в котором работа класса будет продуктивной.

Если педагог видит проблему в поведении конкретного ребенка - стоит оставить его на небольшую беседу после урока и не демонстрировать чрезмерный негатив всему классу. К тому же большинство школьников внимательно вас слушали, пока все внимание искусственно не переключили на неутешительного учительском глазу и уху ученика.

14. «Если ты плюнул на коллектив, то он вытрется. А вот если коллектив плюнет на тебя, ты утонешь»

Чувствуете неумолимую мощь этих философских изречений?

И не лучше ли педагогу дистанцироваться от физиологических процессов и попросить ребенка: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! ... ...

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами либо размещены пользователями, публикуются исключительно с целью ознакомления. Все материалы находятся в свободном доступе в сети Интернет. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Допускается свободное использование в информационных, научных, учебных или культурных целях.