Действенные способы наладить дисциплину в классе

Действенные приемы успокоить шумный класс и наладить дисциплину учащихся во время урока.

Едва ли не в каждом классе есть ученики, способные за считанные минуты сорвать урок. Для того, чтобы удержать внимание этих ребят и всего класса, нужны творческий подход и незаурядное терпение учителя. У вас за годы практики точно появились собственные действенные «фишки» для поддержания дисциплины в классе. Предлагаем вашему вниманию подборку нестандартных приемов, которые помогут постепенно приучать детей к примерному поведению во время урока. Добавьте их в свою «копилку» приемов!

Резкий звук

Учитель, не меняя тона, произносит: «Кто меня слышит, похлопайте!». Среди шума внезапно раздаются аплодисменты – и ученики затихают. Срабатывает безусловный ориентировочный рефлекс: внимание переключается на источник резкого звука. Впрочем, часто этот прием использовать нельзя, ибо теряется эффект неожиданности.

Интрига

Первый вариант. Начните урок словами: «Пожалуйста, держите в тайне то, что я собираюсь вам рассказать». И не важно, что речь пойдет только о правилах вычитания дробей или про новые термины по истории, – тишина и внимание учеников во время объяснения новой темы будут обеспечены.

Второй вариант. Когда класс начал шуметь, изобразите удивление – демонстративно рассматривайте «что-то» за окном. На вопрос учеников, что там происходит, сделайте жест рукой «ждите». Не пройдет и минуты, как все внимание детей будет принадлежать вам. Ведь только вы знаете, что «произошло» за окном. Далее выдержите паузу 5 секунд и скажите: «Ничего интересного, мне показалось» и продолжайте вести урок.

Правила, созданные учениками

Принесите на урок ватман и разноцветные маркеры. Предложите учащимся самостоятельно составить правила поведения на уроке. Например, «не пользоваться телефоном», «не ходить по классу», «не кричать» и тому подобное. Главное, чтобы все правила придумали сами дети, а не учитель! Вы можете разве что намекнуть на то, что стоит добавить в правила.

Во-первых, вы дадите ученикам понять, что вы им доверяете (а это важно!). Во-вторых, правила, придуманные самостоятельно, не очень-то хочется нарушать. Повесьте этот ватман на стену как напоминание о примерном поведении!

Арт-терапия мысленно

Гиперактивный коллектив легко успокоить, если предложить что-то сделать с закрытыми глазами (нарисовать фигуру, написать слово и т. п), или просто посидеть, закрыв глаза, до определенного сигнала учителя.

Альтернатива: попросите учеников мысленно выполнить сложное действие, которое требует внимания и сосредоточенности (например, пройти мысленным лабиринтом). Даже 2-3 минуты тишины помогут детям расслабиться и настроиться на работу.

Короткий сон

К вам пришел в класс после большой перемены или после урока физкультуры? Это очень их бодрит, поэтому предложите ученикам... поспать две-три минуты (сложить руки и лечь на них, и так лежать с закрытыми глазами). Обычно это успокаивает школьников и позволяет переключиться с физической деятельности на умственную.

Анализ урока

Вспомните любой урок, который вы проводили недавно. Попробуйте проанализировать, насколько он был результативным. Нарисуйте график с одной горизонтальной и несколькими вертикальными осями. На горизонтальной оси напишите задачи, которые выполнял класс, а на вертикальных осях графически покажите уровень шума и этапы выполнения задач.

Дальше проанализируйте свой график: в каких частях урока следовало бы дать ученикам больше активных заданий, а в какихх – более спокойных? Это поможет оценить урок, которым вы были недовольны, а также выделить моменты, которые следует проработать детальнее. Например, смените вид деятельности с помощью интересного задания. Это может быть кроссворд или составление стиха из разрезанных строчек. Вариантов множество!

Невербальная коммуникация

О чем бы вы ни говорили, помимо слов вы задействуете невербальную коммуникацию. Если хотите подчеркнуть значимость своих слов, развернитесь всем телом и лицом к ребенку, к которому обращаетесь. Смотрите ему в глаза. Стойте прямо или слегка наклонитесь (последний жест свидетельствует, что у вас все под контролем и вас невозможно смутить или разозлить).

Стойте на одном месте, когда даете ученикам задание, не жестикулируйте и не отвлекайтесь на посторонние дела. Человек, который одновременно говорит что-то и отвлекается на какие-то бумажки, показывает, что его слова не очень важны. Сложите за спиной руки и покажите, что ваши слова значимые, не случайные.

Индивидуальная коррекция

Если приходится обращаться к ученику или ученице персонально, делайте замечание незаметно для окружающих: подойдите к парте нарушителя, наклонитесь и, стараясь не отвлекать других, быстро и тихо выскажите свою просьбу. Например: «(Имя), я просил всех слушать меня, и мне бы хотелось, чтобы ты делал/ла то же самое». Далее продолжайте урок.

Покажите, что вы все контролируете, учитель

Не просто давайте классу задачи, а следите за их выполнением. Каждые две/три минуты осматривайте класс со спокойной улыбкой, чтобы проверить, все ли идет по плану. Прежде чем что-то попросить, обязательно сделайте паузу и посмотрите на учеников. Как можно чаще говорите слова вроде: «Первый ряд, смотрим на меня». Таким образом, вы подчеркиваете, что наблюдаете за всеми и замечаете, кто чем занят.

Успокоить шумный класс – миссия выполнима! Да, это непросто. Но возможно! Будьте наблюдательными, чтобы замечать все мелочи, которые приводят к хаосу в классе. Желаем вам успехов и терпения!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! ... ...

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами либо размещены пользователями, публикуются исключительно с целью ознакомления. Все материалы находятся в свободном доступе в сети Интернет. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Допускается свободное использование в информационных, научных, учебных или культурных целях.