Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории

Статья освещает актуальные вопросы использования информационных технологий в процессе обучения истории учащихся 5-11 классов. Предлагается характеристика информационно-коммуникативных технологий, их виды и условия использования на уроках истории.

Современный период развития человечества, а, в частности, образовательной отрасли можно определить как переход к информационному обществу, появление которого связывают с информационной революцией, развитием информационно-коммуникационных технологий, которые меняют общественную жизнь каждого человека, а особенно современных школьников.

Сегодня необходимы образованные люди, способные работать в современном мире, понимать и адекватно реагировать на постоянно изменяющееся положение человека в мире. Современный ученик должен соответствовать требованиям общества: быть высокообразованным, коммуникабельным, толерантным, владеть новыми технологиями.

Современные информационные технологии открывают учащимся доступ кновым источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков.Познавательную активность у всех участников образовательного процесса вызывает Интернет. Учащимся предоставляется возможность поработать в сети в познавательных и учебных целях.

Удачно подобранные ИКТ обеспечивают развитие творческих способностей, стимулируют познавательную активность, эмоциональную сферу и интеллектуальные чувства школьников. При этом повышается работоспособность учащихся, заинтересованность их различными видами деятельности, улучшается, память, логическое мышление, расширяется их мировоззрение. Кроме того, в современной школе процесс мотивации учеников и восприятия материала, в том числе решается за счет ИКТ, когда учитель применяет такие технологии – такой урок становится высокоэффективным и облегчает восприятие для учащихся.

 Основной целью использования ИКТ на уроке истории является достижение углубленного понимания и осмысления учебного исторического материала, образное восприятие, усиление эмоционального воздействия истории на личность ученика, его перенос в период изучения.

Выделяются такие формы организации работы с использованием ИКТ на уроках истории:

1) Презентация проектов, дидактического материала, тестов, схем, таблиц, проблемных вопросов (изучение темы урока учащимися самостоятельно или в парах с помощью определенного программного обеспечения;

2) Мультимедиа – ресурсы (использование на уроке мультимедийных возможностей компьютера, служащая наглядным пособием);

3) использование Интернета, программ для выполнения лабораторно-практической работы, проекта, написание реферата, выполнение любого творческого задания;

4) проведение различных опросов, тестирований, тематического оценивания(диагностика уровня обученности учащихся с использованием различных программ).

5) Электронная библиотека.

6) Видеофильмы (художественные, научно – популярные).

7) Виртуальные экскурсии.

Хочется отметить, что единого программного обеспечения, пригодного для систематического использования в процессе обучения предметам гуманитарного цикла, в настоящее время недостаточно. Необходимо отметить, что компьютерная поддержка учебников, как средства усиления функциональности содержания и обеспечение мотивации обучения, является крайне необходимой на сегодняшний день.

Учитывая требования времени, на сегодняшнем уроке истории чаще всего компьютер используется для просмотра фильмов, представления презентаций, анализа схем, таблиц, исторических карт, источников и т. п.

По моему мнению, именно визуальный ряд в фильмах помогает школьникам представить в воображении разных исторических персонажей и события. Например, в пятом классе только начинается изучение истории, многие школьники заинтересованы в изучении нового предмета. Изучив ту или иную тему, они удачно сравнивают достоверность исторических фактов и используемого на уроке видеофильма.  Изучая тему «Древний Египет», учащиеся имеют возможность посмотреть отрывок из документального фильма «Египетские пирамиды».

Изучая тему «Начальный этап Великой Отечественной войны» в 10-м классе всегда во время изучения нового материала показываю отрывок кинохроники «Начало Великой Отечественной войны», где на примере черно-белой кинохроники показан сложнейший военный период. Дети словно переносятся в то время и становятся участниками событий войны, каждый из них так глубоко проникается этой темой, как будто на самом деле побывал в далеком 1941 году. 

Следует отметить, что видео, которое используется на уроке, должно быть лаконичным, логически использоваться на уроке, обязательно анализироваться и обсуждаться, чтобы урок не превратился в кинозал.

Во время актуализации знаний готовлю разные задания, которые учащиеся выполняют с удовольствием. Например, составляю схемы в программе MicrosoftWord, переносим в программу PowerPoint, а ученики должны указать соответствие между данными положениями. Например, при изучении темы: «Первые киевские князья» в 6 классе использую подобные задания:

1.Установите соответствие событий с именами князей:

1) установление точного размера дани

а) Олег Вещий

2) первые соглашения Руси с Византией

б) княгиня Ольга

3) разгром Хазарского каганата

в) Игорь Рюрикович

4) восстание древлян

г) Святослав Игоревич

Чтобы эффективнее использовать время урока, можно обратиться к электронной презентации, которая существенно облегчает работу учителя, ведь в презентации можно использовать разнообразные карты, схемы, небольшие видеоролики и аудиокомментарии. 

Ученики 9-11-х классов, которые уже давно знакомы с ИКТ и с Интернетом, помогают создавать презентации к урокам, больше всего они любят создавать презентации к урокам, где изучаются разные исторические личности, деятели культуры, а также выполнять различные творческие задания по созданию викторин, игр, кроссвордов и т.п.

Готовясь к каждому уроку, использую не только печатные разработки, но и возможности Интернета, например, часто обращаюсь к материалам, размещенным на сайтах учителей истории и обществознания.

Именно во время подготовки к новому уроку учитель должен определиться, нужно ли использовать компьютер на данном уроке, на каком именно этапе урока использование ИКТ будет наиболее эффективным. 

Однако, всегда нужно помнить о целесообразности использования возможностей компьютера на уроке, ведь из множества положительных моментов использования ИКТ можно найти и минусы, потому что компьютер никогда не сможет полностью заменить живого общения с учителем. Лишь только настоящий педагог сможет отметить усердие и найти подход к каждому ученику индивидуально. Потому что именно личность учителя может заинтересовать учащихся, вызвать у них любознательность, завоевать доверие, только учитель может направить внимание детей на те или иные важные аспекты периода, который изучают учащиеся. А благодаря сочетанию традиционных педагогических технологий и ИКТ удается сделать урок более насыщенным и интересным, донести больше информации до каждого ученика.

Таким образом, можно утверждать, что применение информационных технологий в обучении истории достаточно эффективно. Использование информационных технологий гарантирует рост качественной успеваемости, повышение прочности знаний, повышение общей эффективности и интереса учеников к предмету истории.

Литература:

1. Брыксина О.Ф. Интерактивная доска на уроке: как оптимизировать образовательный процесс. — М.: Учитель, 2013. - 111 с

2. Ворошилова. Н.В. К проблеме использования киноисточников в преподавании истории: опыт реализации проекта «Эволюция образа Великой российской революции в отечественном художественном кино».// Преподавание истории в школе. – 2021. - № 9. – с. 34-38

3. Галишникова Е. М. Использование интерактивной Smart-доски в процессе обучения // Учитель. – 2007. - № 4. – с. 8-10

4. Пащенко О.И. Информационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. — 227 с.

5. Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания. // Преподавание истории в школе. -2011. - № 8. - С.40-46

6. Фабрикантова Е. В. Современные информационные технологии в образовании : учебное пособие для студентов педагогических вузов / Е. В. Фабрикантова, Е. Е. Полянская ; Минво образования и науки Рос. Федерации, ФГБОУ ВО «Оренб. гос. пед. ун-т». — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2017. — 84 с.

  7. Ресурсы Интернет.

Attachments:
Download this file (приложение.zip)приложение.zip[ ]
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! ... ...

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами либо размещены пользователями, публикуются исключительно с целью ознакомления. Все материалы находятся в свободном доступе в сети Интернет. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Допускается свободное использование в информационных, научных, учебных или культурных целях.