Учимся выводить закономерности.
Всестороннее развитие ребенка обеспечивает уравновешенная работа обоих полушарий мозга. Как известно, за творческие и речевые способности отвечает преимущественно правое полушарие, а за анализ и логику – левое. С образным мышлением у младших школьников проблем не возникает, а вот установление логических связей, как показывает опыт, нужно тренировать.
Как это сделать? Используйте особый учебный прием, при помощи которого дети освоят умение находить закономерности между событиями, структурировать и запоминать большой объем информации – «Логическая цепочка».
Сущность приема заключается в том, что при приведении фактов, правил или предложений указываются их причины, которые также имеют причины возникновения. Следовательно, происходит постепенное выявление первопричин вплоть до начальной стадии. Вся цепочка событий или фактов построена в хронологическом порядке. Внедрение логической цепочки в игровой форме позволяет развить воображение, наблюдательность и научиться аргументировать собственные мысли. Прием помогает структурировать большие объемы информации и выводить закономерности явлений и событий.
Процесс выполнения
Метод «Логическая цепочка» благодаря его универсальности можно использовать на любом уроке. Работа организуется следующим образом:
1. Объявления условий задания.
Метод применяется или на этапе изучения материала, с целью запоминания больших объемов информации, или как контрольное упражнение, которое закрепляет уже приобретенные знания.
2. Формирование основы логической цепочки.
Этот прием можно применять для самостоятельной, парной или групповой работы на любых уроках. Если предусмотрена командная работа, то детей объединяем в группы. Далее работа может осуществляться в кооперационной или в соревновательной форме, в зависимости от того, что, по мнению учителя, является целью: исследование как командный процесс или как поиск лучшего результата среди учащихся.
3. Расшифровка звеньев.
Когда цепочки уже построены, необходимо провести небольшой опрос среди учащихся, чтобы выяснить, почему, по их мнению, они получились именно такими.
Примеры применения упражнения Логическая цепочка
Устное упражнение. Предложите стартовое звено логической цепочки – ученик должен продолжить предложение и передать слово однокласснику. Есть два варианта:
1. Начиная со слова «Чтобы», переходя к «Нужно». Например, «Чтобы выпить кофе, нужно его сварить. Чтобы сварить кофе, нужно нагреть чайник. Чтобы нагреть чайник, нужно налить в него воду».
2. Начиная с «Если» и заканчивая «То» или «Тогда». То есть: «Если играть с мячом на проезжей части, то можно попасть под колеса автомобиля. Если попадешь под колеса, тогда придется выздоравливать в больнице».
Математическая задача. Подготовьте рисунки с числами. Задача учащихся проследить закономерность числового изменения на первом из рисунков. Далее надо воспользоваться ею, заполняя пустые места на следующих листах.
Лингвистическое упражнение. Запишите слова в два столбика: в одном собраны термины, в другом – их толкование. Задача учеников-соотнести их между собой и подобрать попарно.
Групповая работа. Раздайте каждому ученику карточки с отдельно написанными, но тематически связанными словами. Детям нужно выяснить, что написано на карточках товарищей по группе и коллективно составить логическую цепочку, используя собранные слова.
Перепутывание логических цепочек. Предоставьте ученикам информацию с нарушенной логической последовательностью данных. Ученики должны исправить ошибку, аргументировав собственную точку зрения.
Использование приема «Логическая цепочка» во время уроков и воспитательных часов поможет вам развивать критическое и логическое мышление учащихся. Научившись понимать сущность явлений и правильно устанавливать причинно-следственные связи, дети смогут без проблем запомнить даже самый сложный материал.